[17.08.2003] Критика марксизма-ленинизма и его дальнейшее развитие

Місце для обговорення політичних тем, пов'язаних з регіоном. Тут користувачі можуть обговорювати новини та події, пов'язані з політикою міста Херсон та області, а також ділитися своїми думками про політичні рішення та ситуації. Обмін думками та ідеями з політичних тем
Михаил Елфимов
Активний учасник
Повідомлень: 145
З нами з: 21 листопада 2005, 01:35
Звідки: Новосибирск

[17.08.2003] Критика марксизма-ленинизма и его дальнейшее развитие

Повідомлення Михаил Елфимов »

Критика марксизма-ленинизма и его дальнейшее развитие
(версия-конспект)

К 100-летию II-го съезда РСДРП посвящается


В теоретическом наследии Маркса и Энгельса есть открытия
непреходящей ценности. Одним из основных является закон о
"прибавочной стоимости".

Суть: производитель (пролетариат) потребляет меньше ценностей,
чем производит. Организатор производства платит ровно
столько чтобы рабочий не умер с голоду. Недоплаченная часть
зарплаты идет в накопление личного состояния организаторов
производства. Т. е. по существу неоплаченная часть зарплаты
трудящихся есть плата за труд по организации производства.

Смысл марксовской теории состоит в том что прибавочная
стоимость, отправленная на накопление просто чрезмерно высока.
Это центральный вывод из учения Маркса и он называет это
"эксплуатацией человека человеком".

Маркс понимает что должна быть другая среда, которая оценивала
бы оптимальное отчуждение организатору от производителя. В
качестве такой среды Маркс предлагает диктатуру пролетариата.

Маркс не заметил нечеткость политического понятия (термина)
"пролетариат". Впоследствии пролетариат был заменен термином
"рабочий класс". На самом деле имелся ввиду не сам рабочий
класс, а партийная организация, состоящая преимущественно
из рабочих. Такая последовательность деформации приводила к
политической безответственности ибо без карательных органов
руководство партийных организаций не способно держать под
контролем ход событий. Атрибут карательных органов ведет к
феодальному варианту власти, а не к капиталистическому. А это
означает что властная структура обеспечивает благосостояние
на должном уровне весьма ограниченному кругу людей. Это и
является главным тормозом для реализации либеральных идей и
неэффективность управления народным хозяйством.

Естественно марксизм имел свою точку зрения по вопросам
философии. Его философия состояла из двух частей: диалектического
и исторического материализма. При большевиках (их власти)
в капиталистическом обществе было много всяких "измов",
со своими авторитетами, печатными органами и непримиримость
позиции по отношению к остальным "измам". Такой плюрализм
означал философское обслуживание капиталистического общества
по совокупности. Все "измы" играли свою роль, т. е. каждый их
"изм" обслуживал свой участок.

Большевики иронически замечали, что собственно говоря это и
есть диалектический подход Маркса с той только разницей что
в буржуазном обществе сопоставление разных точек зрения на
жизнь проводится самостоятельными философиями, в то время как
у марксистов сопоставление разных точек зрения происходит в
рамках одного философского учения - диалектики.

Но т. к. при большевиках философы не составляли самостоятельную
социальную прослойку, а были наймитами этого режима, то
марксистский вариант сопоставления точек зрения был сложнее и
накладнее из-за нечеткости конкретных формулировок.

Марксизм отличается очень большой сложностью для
понимания. Те кто принимали политические решения плохо понимали
марксизм-ленинизм. Они исходили из конкретных интересов правящей
верхушки, куда процент выходцев из рабочего класса был весьма
ограничен.

Перед смертью Ленин предложил ввести в состав большевистского
ЦК около 100 рабочих, которые работали на заводах т зарплату
получали там. Вероятно он имел ввиду что эти товарищи, не
отрываясь от рабочей среды, будут защищать интересы трудящихся
при принятии важных решений.

Однако такой способ создания элиты создает великую путаницу
ибо передовой рабочий нуждался чтобы ему объяснили кто чего
хочет. Подобная система руководства требовала чтобы кто-то
четко, кратко, понятно объяснил им суть дела. Именно Сталин умел
говорить так. Это искусство он воспринял в духовной семинарии
как искусство проповедования. Среди марксистов всегда было
пренебрежение к религиозному опыту проповедования, к культуре
обращения с невежественными людьми. Но именно благодаря
большинству невежественных людей в большевистском ЦК у людей
с религиозным образованием появился шанс - экологическая ниша
разъяснителя марксистских политических сложностей (диалектики)
для рабочих. Это был другой язык - другая сигнатура в
высказывании мысли. Те же, которые пользовались сигнатурой самого
Маркса, были впоследствии уничтожены как снобы - производители
непонятной политической информации. Такая сигнатурная война
сводилась к разновидности классовой борьбы. А на деле заменой
марксизма-ленинизма позитивизмом - некогда господствующим
направлением в буржуазной философии, выражающемся в том что
все соображения о чем-либо сначала должны быть эмпирически -
экспериментально проверены прежде чем переходить к теоретическим
проработкам.

Слово позитивизм означает положительность, плодотворность. Те
теории, которые не находят практического применения, объявляются
"мусором". Позже выяснилось что практическое применение зависит
(связано) от способа изложения. Поэтому трудно сказать, позитивна
ли эта теория или непозитивна. Пропасть между теоретиками и
практиками таким образом не была заполнена.

В этом смысле забавным выглядит то, что у большевиков и у
буржуазии была общая идеология - позитивизм. И там и там к
власти приходили люди практики. И там и там были недооценки
любого теоретического творчества.

У большевиков из марксизма осталось несколько общих мест
- прописных истин, которые повторялись к месту или не к
месту. Т. е. имитировалась принадлежность к марксистской теории,
хотя откат от материализма как идеологии начинался у Хрущева.

Современники свидетельствуют, что в Москве существовала запасная
советская власть - это аппарат Верховного Совета РСФСР. Этот
аппарат ничем не был загружен, но имел столько же служебных
помещений, такой же бюджет для оплаты своих сотрудников как и
Верховный Совет СССР.

Этот аппарат полагался по штату союзной республики ибо каждая
республика должна иметь свой орган. Но все ходоки со всех краев
и областей предпочитали обращаться в союзные высшие органы
власти. Однако председатель президиума Верховного Совета РСФСР
играл ключевую роль при перемене власти т. к. он мог предложить
свои помещения для заговорщиков и они могли собираться на
законной основе как гости Верховного Совета РСФСР. Когда Хрущеву
доложили, что Верховный Совет РСФСР против него, он сразу понял,
что игра проиграна - на преследование депутатов Верховного
Совета РСФСР КГБ бы не пошло.

Историки заметили реакцию самого Хрущева, который предположил,
что председатель Верховного Совета РСФСР Игнатов недоволен
тем уровнем власти, который ему Хрущев предоставил. Хрущеву
и в голову не пришло что от него отвернулись по идейным
соображениям. Он считал что государственная элита формируется
на основе "справедливого" дележа власти. Такие настроения вполне
характерны для государственных деятелей феодального типа. Все же
понимали что деятельность эмпирика Хрущева является позитивизмом.

В своем обзоре марксизма Ленин сказал что марксизм состоит из
трех составных частей - это немецкая философия, британская
политэкономия и французский социализм. Марксизм возник
при сопоставлении наследия двух немецких философов Гегеля и
Фейербаха. Философия это язык, на котором можно излагать любую
точку зрения.

Британская политэкономия описывала структуру производства
материальных благ и их перевода в денежные средства с оплатой
долевого участия всех партнеров производства. При этом было
сделано великое открытие - "невидимая рука". Это заключалось в
том что каждый, преследуя свои собственные интересы, поневоле
входит в кооперацию со всеми участниками производства.

Свободная и ненавязчивая торговля становится основой личной
свободы граждан. Было замечено: чем больше ассортимент товаров,
тем меньше требуется денег для содержания индивида. Ибо
человек покупает то что ему непосредственно нужно, а это дешевле
т. к. при меньшем ассортименте человек покупает товар близкий по
качеству, а эта близость есть убыток, поскольку он как правило
дороже и лишь частично пригоден. А это значит - гораздо чаще
надо покупать то же самое.

Было замечено что люди со средствами злоупотребляют перепадами
уровня жизни. В то время было некое взаимное уважение между
мастерами и подмастерьями, которые вместе входили в одно
третье сословие (к первому принадлежало духовенство, ко второму
дворянство).

Злоупотребление перепадами уровня жизни между мастерами
и подмастерьями было замечено позже, когда после великой
французской буржуазной революции буржуазия добилась всей
полноты политической власти. Новая элита, состоящая в основном
из мастеров и торговцев, стала игнорировать экономические и
политические интересы подмастерьев и наймитов производства. И
хотя профессиональная квалификация между мастерами и
подмастерьями была практически равной - богатые мастера уже
были не склонны подписывать документ о переводе из подмастерьев
в мастера. И на этом складывались большие состояния.

Все это прежде всего обнаружилось на французской почве и поэтому
называлось французским социализмом.

Франция бурлила после издания энциклопедии. Церковь была
разоблачена как паразитическая организация. Это привело к тому,
что у церкви были отняты многие источники доходов. Появилось
очень много проектов как улучшать взаимоотношения между
людьми. Однако не хватало политического опыта. Поэтому такой
социализм получил название утопического - неосуществимого
социализма.

Тем не менее обширная литература, которая была написана на
социальные темы, сыграла положительную роль в реорганизации
взаимоотношений между людьми в буржуазном обществе.

Как исторический факт крах КПСС и во многом непонятные
процессы, происходящие в КПРФ Зюганова, еще раз требуют
критического осмысления истории возникновения и развития
марксизма. Ленин считал марксизм полным учением. На самом же
деле события показали, что это учение непригодно в определенных
обстоятельствах. Чего-то не хватает в марксизме-ленинизме из-за
чего возникли: культ личности Сталина; охлократия Хрущева;
безразличие Брежнева к экономическим просчетам СССР, приведшее к
застою 1972-1982 гг.; проникновение в руководство КПСС заклятых
врагов компартии и советского государства (Горбачев) и многое
другое. Поэтому следует понять как возник марксизм и как это
учение эволюционировало в дальнейшем.

Родиной марксизма является Рейнская провинция Пруссии,
столица г. Кельн. Во многом эта провинция отличается от
всей Германии - промышленными месторождениями угля и железа,
легкостью организации промышленного руководства. Благодаря
систематическим заработкам рабочие жили лучше чем многие
обнищавшие люди дворянского происхождения. Т. е. формировался
новый класс, который Маркс потом назвал "пролетариатом" (в
Древнем Риме этим термином обозначали людей, которые не имели
никакой другой собственности кроме своих детей).

Эта провинция была еще знаменита тем, что под действием великой
французской революции там были отменены феодальные повинности. На
молодого Маркса это произвело очень большое впечатление. Он
уверовал, что общественное мнение способно произвести социальную
реформу и до конца жизни он посвятил себя разработке способов
руководства (манипулирования) общественным мнением. Это было
время когда Германия состояла из нескольких крупных и нескольких
сотен мелких княжеств. Это было неудобно для немецкой буржуазии,
которая мечтала о едином общенемецком рынке, о свободном
продвижении денег и товаров. По всей Германии увеличивалось
число людей без собственности, для трудоустройства которых
требовались большие фабрики и заводы. Все эти противоречия питали
общественную мысль: кто укажет правильный путь решения этих
вопросов? Впоследствии Германию объединил Бисмарк, но задолго до
этого - до него общественное мнение подготавливало это решение.

Была еще одна сила - еврейская буржуазия, у которой были свои
особые интересы в отличие от немецкой буржуазии. Как и везде
еврейские круги стремились навязать свое руководство страной,
через голову местной буржуазии. Во всяком случае еврейская
буржуазия хотела иметь свою активную позицию при решении
общественных вопросов. Поэтому для евреев были привлекательными
любые юридические профессии.

Маркс родился в семье адвоката в г. Трир рейнской провинции и
сам учился на адвоката сначала в Боннском а затем в Берлинском
университетах. Однако многие юридические вопросы упирались в
философию и историю. Т. к. философия дает мотивировку создания
новых законов, а история - возможность изучать разные юридические
системы в разных странах и разное историческое время.

Если раньше все ходили к священнику и советовались в конкретике
(основа феодализма), то теперь в буржуазное время все ходили
к адвокатам чтобы посоветоваться как зарабатывать законно,
на все случаи жизни, в том числе и как обойти закон. Законы
во всех обществах приживаются только в том случае, если они
ускоряют сотрудничество между людьми.

Поскольку во всех странах Европы многие общественные задачи уже
были решены, а в Германии не хотели копировать чужой опыт, то
центр интеллектуальной жизни переместился в Германию т. к. все
думали и некоторые придумывали на месте выход из создавшейся
критической ситуации.

Центром интеллектуальной жизни стали университеты. В 1841
г. Маркс защитил диссертацию в Йеннском университете на
доктора философии и вернулся в Бонн чтобы стать профессором
университета, но его не приняли? Поэтому он стал журналистом,
основав "Рейнскую газету", а потом стал и ее редактором. В
газете Маркс столкнулся с нехваткой у него экономических знаний
т. к. читатели требовали калькуляции описываемых событий. Газета
получила большое распространение. Однако прусское правительство
через год с небольшим закрыло газету: прусскому правительству
не нравилось открытое обсуждение некоторых махинаций с участием
гос. чиновников.

Маркс уезжает из Германии, женившись до этого на Жени фон
Фейстфанен. Первая крупная работа Маркса - "Критика гегелевской
философии права". Где центральным понятием было "гражданское
общество" - центральным это понятие остается и сейчас.

Маркс сначала считался левым гегельянцем, но после выхода книги
Фейербаха "Сущность христианства" многие гегельянцы в том числе
и Маркс стали фейербаховцами. Но, в отличие от многих, Маркс
считал что они оба правы. Поэтому Маркс решил объединить их в
одном труде, который назвал "диалектическим материализмом" -
будущая идеология большевиков.

Из Германии он поехал в Париж - 1843 г. Он все свое свободное
время тратил там на изучение утопического социализма. Приходится
ему иметь дело и с религиозными авторитетами. Он приходит к
выводу, что критику религии надо повернуть в критику права. Все
эти мысли были опубликованы в журнале "Немецко-французский
ежегодник". Там была опубликована знаменитая фраза Маркса:
"Теория тогда становится материальной основой, когда она
овладевает массами".

Потом выяснилось (текущей практикой), что есть несколько видов
журналистики, но все эти виды имеют нечто общее: обзор насущных
потребностей общества. Через которые теория доходит до масс
? иначе читать не станут.

Тут же в Париже Маркс познакомился с Энгельсом и они совместно
пишут монографию "Святое семейство", главным содержанием
которой является то, что пролетариат не является беспомощно
страдающей массой, как считали утописты, а есть будущая
правящая прослойка. По тем временам это была дерзкая мысль,
хотя и ошибочная, т. е. для себя отметим что в этой монографии
была заложена эта основная неправильная парадигма, которая
впоследствии и привела к тупиковой ветви марксизма [...].

Маркс столкнулся с колоссальной работоспособностью Энгельса,
который тут же, самостоятельно написал книгу "Положение
рабочего класса в Англии". Они пишут совместную книгу "Немецкая
идеология". Однако книгу издать тогда не удалось. Не было денег,
она сохранилась в рукописном виде до 1932 г. и была издана в
СССР сначала на немецком, а потом и на русском языках. Основное
содержание этой книги - неизбежность гибели капиталистического
общества.

В 1845 г. Маркс пишет тезисы о Фейербахе, откуда и начинается
философское учение - марксизм. Один из его тезисов стал крылатым:
"Философы до сих пор пытались объяснить мир, теперь вопрос
стоит о том как изменить этот мир?. Это выражение написано на
надгробной плите могилы Маркса в Лондоне. Однако мир (природу)
изменить нельзя, следует знать (открыть) ее законы и на их
основе жить с ней в гармонии.

В жизни Маркса начался период непосредственной работы
с трудящимися в реорганизации рабочего движения и в первую
очередь в Германии.

В то время выдвинулось несколько десятков крупных рабочих
организаторов, которые на базе взаимопомощи создавали рабочие
организации с жесткой дисциплиной. Но бросалось в глава то,
что ни в одной из этих организаций о теоретических разработках
даже не помышляли. Например самый известный из этих авторитетов
был Вейтлинг, по профессии портной, который бесплатно обшивал
бедных членов своей организации. Если Маркс писал что пролетариат
станет правящей прослойкой, то никто не верил что Вейтлинг станет
государственным деятелем. Таким образом стояла задача заменить
этих деятелей более грамотными товарищами. Т. е. марксизм впервые
столкнулся с проблемой внедрения собственных научных открытий -
переизложение их на доступный широким рабочим массам язык. Потом
стало ясно, что все-таки надо заниматься организационной работой.

Маркс приезжает в Бельгию и создает брюссельские комитеты
рабочих. И от имени этих комитетов поступают письма во все
мыслимые рабочие организации. Центральной мыслью этих материалов
было: "не уходить от классовой борьбы?. Если Вейтлингу
было достаточно кормить и одевать членов своей группы, то
Маркс ставил вопрос ребром: о завоевании политической власти
пролетариатом. Для себя заметим - как это Маркс польстился на
фантик? Ведь политика это обертка, в которую завернута начинка -
экономика [...]?

Однако теоретическая мысль в то время не останавливалась. Прудон
(француз) пишет книгу "Философия нищеты" - дескать, что вы
хотите от нищего человека? Если Прудон требует реорганизации
капиталистического общества чтобы всем было хорошо, то Маркс
требует упразднения капиталистического общества - еще одна ошибка
Маркса - он тогда не понимал что наемный труд более справедлив к
интеллигенции. Ибо ценность интеллекта может определить только
предприниматель [...]. Именно этот резерв в будущем поможет
задавить советскую власть, ибо при советской власти ценность
интеллигента определялась не рыночной стоимостью его вклада
в производственный процесс, а его умением найти общий язык
с бюрократией. Поэтому при советской власти было характерно
обилие неуместных авторитетов, которые не могли найти выходов
из кризисных ситуаций в производстве и поэтому советская власть
стала беспредметной.

Между тем известен случай, что за переход автомобильного
менеджера в другую компанию было заплачено 300 миллионов
марок (за одного человека!!!), а в советское время кадры в
автомобильной промышленности просто выдвигали независимо от
того как он будет работать?

1849 г. - вершина марксовской журналистики - "Новая Рейнская
газета", которая читалась не только в Германии, но и во всей
германоязычной Европе и в тех странах, где немецкий язык был
государственным, например в Венгрии. В этой газете было настолько
много новых терминов и она имела настолько просветительный
экономический характер, что ее охотно читали даже тех, против
кого были направлены материалы. До этого в газетах капиталистов
проклинали, а здесь был некоторый научный анализ, который читать
было интересно.

Газета строилась не на пустом месте. За 2 года газеты Маркс
был приглашен возглавить международную организацию рабочих под
названием "Союз справедливых", который он переименовал в "Союз
коммунистов". В этом же году Маркс получил заказ на написание
"Манифеста коммунистической партии", что было опубликовано
через год. Основной смысл его в том, что "капитализм скоро
станет тормозом производительности труда. А раз так, то надо
готовиться к смене власти". Эта его ошибка вытекает из ошибки что
буржуазия не имеет резерва развития. Однако в кадровой политике
(по отношению к интеллигенции) наемный труд более эффективен
в части создания новых технологий.

Маркс и Энгельс разобрали и проанализировали все известные
тогда виды социализма. Результат - что (по их мнению) только
такие организации как союз коммунистов должны непосредственно
заниматься организацией пролетарского государства.

Делая эту работу вместе ("Манифест") они понимали, что ничего
нового не скажут, но зато они впервые выполняли качественно
новую работу по популяризации теоретических достижений. Здесь
имеет значение: стиль изложения, подбор типичных примеров,
степень понятности и т. д.

И действительно - "Манифест" перевели на все языки мира, и для
многих это было первое знакомство с марксизмом. К сожалению,
таких популяризаторских работ, за исключением "Анти-Дюринга"
у марксистов никогда не было, если не считать "краткого курса
ВКП(б)" под редакцией Сталина. Год издания манифеста совпал с
буржуазными революциями во Франции, Германии, Венгрии и многими
другими. Жестокое подавление революций по всей Европе напугало
акционеров "Новой Рейнской газеты" Маркс едет в Австрию для
сбора средств. Тут же союз коммунистов объявил о создании
самостоятельной партии. Однако в 1852 г. союз коммунистов
упразднил сам себя из-за финансовых трудностей.

В то время из-за материальных трудностей у Маркса умерло трое
детей. Потрясенный потерей детей Марксом, Энгельс берет его
финансовое содержание в свои руки. Друзья Маркса помогают
ему устроиться корреспондентом в ньюйоркском ежедневном
обозрении. Это была хоть и недостаточная но помощь. В этой
газете Маркс пишет о многом: о проблемах Индии и Китая. О
проблемах испанского общества и даже о гражданской войне в
США. В частности он посоветовал через газету что северяне не
одной военной силе не победят и что надо бы сделать реформу,
которая устроила бы фермерское сословие.

Здесь сыграло личное убеждение Маркса, что сила общественного
мнения может соперничать с силой армии. И действительно: Линкольн
подписал соответствующий закон о выделении государственных
земель нуждающимся. Маркса уважали не за то, что он открыл в
теоретическом плане, а за то, что умел излагать свежие мысли,
заставляя задуматься всех, как друзей, так и противников. Выводы
не всегда были в пользу Маркса, но читать его было всегда
интересно. В данном случае он способствовал быстрому завершению
гражданской войны и уменьшению кровопролития.

В биографии Маркса имеются и черные страницы. Когда революции в
Европе терпели поражения, Маркс через печать требовал расправы
над врагами революции, а если и это не помогало, то он требовал
беспощадного террора против администраций режимов в данной стране
(хотя общеизвестно что террор - удел слабых и недалеких), а
когда и это не помогало, он пришел к теоретическим выводам что
пролетариат не способен самостоятельно добиться политической
власти. Нужна помощь крестьянства, как наиболее многочисленной
трудовой среды того времени. Но это, в свою очередь, ставило
новые проблемы ибо крестьянин по своей психологии ближе к мелкой
буржуазии и питает эту среду из своих рядов. Отсюда перед
марксизмом встал вопрос: какие уступки должны быть сделаны в
теоретическом плане к мелкобуржуазной стихии. Эта проблема потом
была решена большевиками. Большевики использовали эсеровский
лозунг "земля - крестьянам", но после получения власти забрали
эту землю через коллективизацию.

В биографии Маркса особое место занимает организация первого
интернационала. ОН был основан в 1864 г. в Лондоне. Маркс сам
пишет учредительные документы этой новой организации. Смысл
мероприятия состоял в том, что в то время рабочему классу было
нереально получить политическую власть, но рабочие организации
все же существовали. Маркс считал своих противников, которые
не желали принимать его учение к руководство к действию врагами
цивилизации и прогресса.

Сложность заключалась в том, что на всех международных
конференциях всех своих противников он выставлял в смешном
свете и неоднократно получал психологическую победу. Главных
противников было трое: Прудон во Франции, Лассаль в Германии и
анархист Бакунин из России. Но несмотря на позорное теоретическое
поражение этих товарищей, рядовой рабочий класс продолжал идти
за этими своими руководителями, несмотря на то, что всех их
троих исключили из руководства интернационалом.

Несмотря на логическую безупречность доводов Маркса
все же основная часть рабочего класса никогда не шла за
коммунистами. Причина: марксизм требует от рабочего класса
больше того, на что он способен. Позже большевики, когда взяли
власть, увидели что 70% их руководителей являются евреями,
чего, по-видимому, и добивался Маркс. [...] Он часто нервничал,
он критиковал всех и вся. Конечно Маркс не ошибался в том
что руководство британских тред-юнионов паразитирует на теле
рабочего класса, т. е. живут шикарно за счет членских взносов. Но
у британских рабочих других вождей не было.

Поэтому у Маркса лично начинает складываться враждебная
прослойка руководителей рабочего класса Западной Европы. И
поэтому 1-й интернационал продолжал терять всякий смысл. 8
лет функционирования интернационала были некоторым социальным
экспериментом, где высвечивались проблемы будущего рабочего
движения.

Маркс не придавал серьезного значения тому, что пролетариат не
исчерпывается рабочим классом. Что очень много высокообразованных
людей, также не обладающих личным имуществом (зато обладающих
техническими знаниями) отнюдь не желает отдавать свои силы
на благополучие рабочего класса. Корень проблемы всегда был в
том, что всегда существовало соперничество между технической
и партийной элитами за господство над рабочими.

Буржуазия, особенно банковское сословие, сумела создавать
более приемлемые условия для технической интеллигенции. Если
до второй мировой войны университетская профессура западных
стран советскую власть своим резервом считала, то после войны,
после взрыва атомной бомбы банковская буржуазия сразу смекнула,
что техническая интеллигенция стоит больших денег, так как от
них зависит обороноспособность страны. Свои финансовые потоки
они направили в университетские кафедры, получая от этого
большую прибыль. Тогда со всех стран мира интеллигенция потекла
в промышленно развитые страны. Это стало концом марксовской
теории диктатуры пролетариата (1948 г.). Тогда вспомнили и о том,
что сам Маркс одобрял террор.

Марксизм уступил место буржуазному либерализму. Партийное
руководство страной стало бессмысленным.

Ф. Энгельс. У марксизма был существенный недостаток: это учение
было слишком сложно для тех кому адресовалось. Поэтому для
торжества марксизма нужны были работы по популяризации, но без
вульгаризации. Эта тяжелая работа легла на плечи Энгельса. Все
написанное Энгельсом также научно и глубоко как и труды Маркса,
однако в литературном отношении работы Энгельса намного
превосходят работы Маркса; все крупные марксисты приходят к
Марксу через Энгельса, предварительно изучив им написанное. Все
утверждают, что Энгельс стал крупным ученым, получив сведения
от Маркса, и тем не менее, написанное Энгельсом гораздо понятнее
и доступнее людям, не имеющим высшего образования.

Энгельс родился в 1820 г. в г. Бремене - втором по значению
торговом центре Германии после Гамбурга. Отец Энгельса
был текстильным фабрикантом и видел в сыне продолжателя
своего дела, но почему-то хотел, чтобы Энгельс получил
религиозное образование. Однако вмешалась мать, которая,
по-видимому, была неверующей и начала учить детей сама,
сына - литературе и искусству. Она нарочно заставляла его
читать вслух произведения классиков и учиться у них экономно
формулировать свои мысли. Чтобы оторвать его от религии, она
заставляла сына учиться в горной школе, а с 14 лет он поступил
в гимназию. Немецкая классическая гимназия в основном давала
гуманитарное образование. С помощью матери он получил почти
университетское образование по литературе и искусству т. к. он
прочитал почти все, что модно было достать по этим вопросам.

Наконец у отца лопнуло терпение и в 17 лет отец заставил сына
заниматься коммерцией. Чтобы не огорчать отца сын и здесь проявил
большие способности. Однако сердце юноши было безраздельно
занято гуманитарными науками И он перешел от литературы и
искусства к истории философии.

Окружение Энгельса рекомендовало ему заниматься журналистикой
т. к. они заметили его умение "владеть пером". Предметом своих
статей в газетах и журналах он выбрал осуждение религиозного
фанатизма. Статьи были не злобные но убедительные. Поэтому их
читали даже сами священники. Осуждение религиозного фанатизма
было уже политикой. Политика - это завоевание властных позиций в
основном нечестными средствами. Честный путь завоевания власти
? это завоевание авторитета по какому-либо вопросу, после чего
авторитет становится консультантом для сильных мира сего и через
них он получает власть для достижения своих определенных целей.

Отец Энгельса начинает понимать что коммерческие успехи сына
? результат широкого кругозора знание философии и истории в том
числе истории коммерции помогают ему найти такие коммерческие
ходы, о которых многоопытный отец вряд ли догадывался. Поэтому
он перестал мешать сыну заниматься философией.

В то время наиболее модным течением в философии было
гегельянство, чем увлекался в то же время Маркс.

Пришел возраст служить в армии. К счастью местом службы
была столица - Берлин. И там в свободное от воинской службы
время посещал Энгельс лекции по философии в Берлинском
университете. Здесь он был свидетелем конфликта между прусским
правительством и столичными философами. На преподавание в
Берлинский университет был приглашен Шеллинг. Однако студенты и
преподаватели продолжали оставаться сторонниками Гегеля и часто
освистывали устаревшего философа. Поскольку все студенты были
выходцами из аристократических прослоек, ни о каком преследовании
студентов и преподавателей не могло быть и речи. Другое дело
воздействовать на студентов через их родителей. Поэтому отец
Энгельса решил, что сын должен уехать в Манчестер чтобы
оторваться от вредного влияния. Но с Энгельсом произошли
необратимые изменения в области убеждений. Благожелательная,
но беспощадная логика Энгельса служила причиной того что многие
газеты Германии хотели иметь его своим сотрудником или, по
крайней мере, корреспондентом. Потом в "Новой рейнской газете",
издаваемой Марксом, неоднократно появлялись корреспонденции
Энгельса.

На пути к Манчестеру он останавливается в Кельне и посещает
редакцию "Рейнской газеты". Он там впервые видит Маркса, но
тогда они еще друзьями не стали. Жизнь Энгельса в Великобритании,
его общение с британскими чартистами становится известным Марксу
и получает его одобрение. Становится ясно что Энгельс является
политическим деятелем европейского масштаба и неплохо бы с ним
подружиться. В это время в 1844 г. Энгельс пишет наброски
"К критике политической экономии". Тут он прямо пишет,
что причиной всех социальных несчастий является частная
собственность на средства производства. (Для себя отметим -
это одна из стратегических ошибок Энгельса [...]) Получив эту
книгу, Маркс был в восторге - он пришел к выводу, что у них
нет разногласий в мировоззрении.

Возвращаясь из Великобритании на родину, Энгельс решил
встретиться с Марксом, который тогда ему писал из Парижа. Он жил
10 дней у Маркса и они решили вместе писать книги и первой их
книгой была "Святое семейство или критика критической критики". В
этом заглавии было отражено философское содержание книги. Все
дело в том, что философы не доказывают теоремы и не проектируют
технические установки - философ может только критиковать чью-либо
точку зрения и тем самым излагать свою. Поэтому любое обсуждение
философской жизни тогда называли критической критикой. Маркс и
Энгельс решили и такую критику снова критиковать. В этой книге
впервые была выдвинута точка зрения, что пролетариат является
самым прогрессивным классом и потому пролетариат станет правящей
прослойкой. Однако критики XX-го века высветила святую наивность
этих утверждений.

Ошибка Маркса, Энгельса в том что верхняя часть пролетариата
? интеллигенция найдет с капиталистами больше общих интересов
чем со своим братом пролетарием низшего сословия т. е. рабочими.

Все что опровергло марксизм связано с увеличением
производительности труда. После чего стал возможен 8-часовой
рабочий день и другие улучшения социального статуса рабочих.

Возвращаясь в Германию Энгельс пишет самостоятельно книгу
"Положение рабочего класса в Англии". Книга оказалась
доступной для понимания рабочими. Она получила настолько
широкое распространение среди всех слоев населения, что
авторитет Энгельса впервые превзошел авторитет Маркса,
как рабочего руководителя. Ибо все было написано красочно и
доказательно. Такая известность сына вызвала раздражение отца
и они поссорились. Тогда Энгельс едет к Марксу в Брюссель. Они
вместе едут в Англию, в Лондон и в Манчестер поработать в
библиотеках. Результат они изложили в совместной работе -
книге "Немецкая идеология", где они прогнозируют гибель
капиталистических способов производства. Книга была настолько
одиозна, что ни один издатель не взялся ее опубликовать.

В 1847 г. в Лондоне был конгресс "Союза справедливых", который
был переименован в союз коммунистов или коммунистическую
партию. Происходит некоторое изменение терминов - лозунг
"все люди братья" был заменен на "пролетарии всех стран,
соединяйтесь". Изречение "коммунистический символ веры" было
заменено на "Коммунистический манифест".

Из Парижа они вернулись в Кельн и основали самую популярную
в Европе "Новую рейнскую газету". Энгельс становится главным
литературным сотрудником. Эту газету читали не только в Германии,
но и во всей Европе, потому что несмотря на подрывное содержание
газета играла очень большую просветительскую роль. Она знакомила
с торговыми балансами, по образу и подобию которых отдельные
предприниматели сами для себя составляли подобные балансы. Газета
играла рекламную роль т. к. описывали отдельные торговые фирмы,
их продукцию и способы установления коммерческих связей. Газета
знакомила с британской традицией политической экономики и
этот предмет в Германии стал также популярен как и в других
странах. Поэтому первые попытки закрыть газету вызвали всеобщее
негодование. Газета стала акционерным обществом и многие богатые
люди в Германии вкладывали свои деньги в процветание газеты.

Но всему приходит конец. 1848 год был годом революций во всех
европейских странах [...]. Отношение газеты к революционным
событиям напугало акционеров и газета стала испытывать финансовые
трудности. Современников шокировал призыв Маркса и Энгельса
к терроризму т. к. на деле террористы шантажировали не только
врагов но и друзей чтобы содрать с них часть их имущества.

После поражения всех революционных мероприятий Маркс и
Энгельс начинают ощущать что надо в первую очередь заниматься
теоретической работой. Энгельс в это время пишет книгу
"Крестьянская война в Германии". Но главное, они ощущают
необходимость написания и издания книги "Капитал" в 3-х
томах. Энгельс едет в Манчестер, поступает в контору своего
отца с твердым жалованьем и часть его отправляет Марксу -
так был создан 1-й том "Капитала".

В это время Энгельс пишет несколько статей, например: "Революция
и контрреволюция в Германии". Эту статью Маркс посылает под
своим именем и авторством в США, в "Нью-Йорк дели трибьюн",
ее опубликовали и деньги направили Марксу, так Энгельс помогал
Марксу жить.

К этому времени создается Международное товарищество рабочих
или I Интернационал. Во всех мероприятиях интернационала Маркс
и Энгельс выходили победителями не потому что они всегда были
правы, а потому что они обладали большим кругозором и владели
пером.

Нынешние историки расценивают победы Маркса, Энгельса над
Прудоном, Лассалем и Бакуниным как пирровы. Прудон был прав
все-таки в том, что у тогдашнего пролетариата не хватало
достаточного уровня интеллекта, следовательно захватить
им власть является утопией, они не могли управлять даже
захваченными фабриками и заводами, не говоря о других сторонах
жизни государства. Лассаль был прав в том, что марксизм в том
виде каков он есть не может проникнуть в рабочий класс. Правоту
Лассаля доказало советское время - большевики по скудости своего
интеллекта использовали только 30% выразительных форм русского
языка. Анну Ахматову они не убили только потому что им доказали
что ее произведения это задействование тех выразительных форм
русского языка, что не находят применения у большевиков как в
науке так и художественных произведения. И что в будущем это
пригодится их внукам, которые будут говорить на русском языке.

И наконец, Бакунин говорил правду, ибо он видел перспективу
превращения диктатуры пролетариата в диктатуру бюрократии,
еще более бессовестную, чем царская бюрократия, что так и
случилось. Однако Бакунин предлагал не лучший вариант - анархизм.

1871 г. - Парижская коммуна - первая попытка установить диктатуру
пролетариата. Поражение Парижской коммуны привело к выводу, что
во всех странах Европы, по крайней мере, необходимо создавать
и обучать коммунистические партии, которые возьмут на себя
основную тяжесть создания и управления пролетарским государством.

1873 г. - Энгельс начинает свой главный философский труд -
"Диалектику природы". Он писал его 10 лет, но так и не
завершил труд. В это время Энгельс пишет знаменитую статью
"Об авторитете" - первая в мире теоретическая статья об
информационном рынке. Авторитет является складом информации
и информация сама по себе пробивает дорогу независимо от того
кто ее впервые высказал.

Книга "Анти-Дюринг" - самое распространенное произведение
марксизма. До установления советской власти эта книга Энгельса
была издана на немецком языке 13 раз и расходилась всегда очень
быстро. Еще при жизни Энгельса рабочие руководители просили
часть "Анти-Дюринга" (три главы) издавать отдельной книгой
под названием "Развитие социализма от утопии к науке". На
материале "Анти-Дюринга" была написана книга "Происхождение
семьи, частной собственности и государства". В "Анти-Дюринге"
не было ни одной новой мысли, которые не были бы опубликованы
раньше. Новостью была форма изложения, энциклопедический характер
для всего марксизма. Книга состоит из введения и трех глав. Во
введении доказывается неизбежность новой системы мышления -
марксизма. Это материалистическое понимание истории, которое
было заслугой самого Маркса.

Первая глава называется "Философия". Здесь излагается то, что
потом будет называться диалектическим материализмом. Человек
и его мозг являются следствием эволюции природы. Абсолютная
истина возможна только как цепь относительных истин. Движение
есть способ существования материи. Самое простое движение
механическое. Далее идет: физическое (термодинамическое);
химическое; биологическое; социальное. Каждый последующий вид
движения как частный случай содержит предыдущий вид движения.

В диалектическом материализме существуют две равноправные
логики: 1-я формальная логика - существует вместе со своим
конечным выводом; 2-я - диалектическая логика - здесь вывод
всегда спорный и сама диалектика - спор двоих. И результат этого
спора - некоторая относительная истина, которая и дальше будет
оспариваться - и так до бесконечности.

2-я глава - "Политэкономия". Человек оторвался от животного мира
в экологической нише коллективного охотника, а интеллект возник
как способ эффективизации коллективной охоты. Физиология человека
такова, что всегда должен существовать аппарат перераспределения
благ, добываемых при охоте. Система перераспределения оказалась
важнее самой охоты. Ибо человек научился одомашнивать животных
и возделывать землю - получатся новое благо, которое также
приходится перераспределять. Когда стариков перестали убивать и
начали кормить бесплатно, то это было средством использования
прошлого опыта и его передачи молодежи. Например: повысилась
техника безопасности охоты; знание миграции животных; лечение
некоторых болезней - все это было достоянием стариков, которые
не могли охотиться, но помогали существенно. Таким образом,
экономика - добыча, распределение и перераспределение благ
является атрибутом развития человеческого общества. Главным
фактором изучения экономики является изучение истории экономики,
где описано возникновение классов и разворачивание классовой
борьбы. При производстве материальных благ центральным является
понятие стоимости. Рычаги политической экономики прибавляют
другой термин: прибавочная стоимость. Впоследствии, во второй
главе был добавлен раздел, где описывается история прибавочной
стоимости.

3-я глава - "Социализм" - под ним подразумевается теоретическое
выражение пролетарского движения. Социализм - это способ
взаимного сотрудничества и разработка эффективизиции этого
сотрудничества. Энгельс считал, что при капитализме существует
анархия производства. Каждый производит то, что ему вздумается,
не заботясь о том, есть ли покупатели. Поэтому возникают
всевозможные кризисы. Энгельс видел выход в предварительном
планировании объемов производства. Основная часть этой главы
у Энгельса состоит из прогнозов, что будет после победы
пролетарской революции. Во-первых, труд из тяжелого бремени
превратится в первую жизненную потребность. Производительность
труда должна неуклонно повышаться. Исчезнет противоречие
между умственным и физическим трудом, между городом и
деревней. Исчезнут, постепенно, классы. Отпадет необходимость
существования государства. И, наконец, из царства необходимости
человек перейдет в царство свободы.

Эту третью и последнюю главу "Анти-Дюринга" коммунисты
превратят в стереотипы коммунистической пропаганды. Во всех
газетах большевиков постоянно прослеживался процесс отличий
и противоречий между городом и деревней. Колхозы и совхозы
сравнивались с фабриками и заводами. Появление в колхозах
агрономов, ветеринаров, учителей и врачей представлялось как
приближение жизни деревни к городу. Но большевики не сумело
держать под контролем повышение производительности труда ни
в городе ни в деревне. Это обстоятельство свидетельствует о
том, что марксизм не является завершенным учением. Необходимы
другие механизмы, чтобы к власти не допускались люди, тормозящие
повышение производительности труда.

Несмотря на многие упущения все же следует отметить что
"Анти-Дюринг" - самое удачное произведение марксизма.

Слово "Капитал" означает главный. На самом деле существуют фразы
? главное имущество и главная сумма. Впоследствии эти фразы были
забыты и фигурировало только одно слово, которое является для
них общим - "капитал". Слово это по-немецки и по-французски
пишется одинаково. Капитал это разновидность общественных
отношений в экономике. Происхождение капитала относят к
товарному производству, к круговороту товаров и их формам
торговых организаций. Капитал образовался в исторический период,
называемый периодом первоначального накопления. Как только
после этого периода стали заниматься извлечением прибавочной
стоимости, то крупные феодалы и церковные богачи стали делать то
же самое, используя свой наличный капитал, который у них и так
уже был. Таким образом дворянство вынуждено было пользоваться
экономическим поведением людей недворянского происхождения.

Строились фабрики и заводы, которые тогда назывались
цехами. Нанимались и обучались люди из расчета того, что
произведенный наемным трудом товар по стоимости должен быть
гораздо больше чем стоимость, необходимая для поддержания
наемного рабочего и его семьи. В противном случае не имело смысла
приглашать работать людей. Но именно потому что прибавочная
стоимость присваивалась организатором производства, политические
публицисты, в том числе и Маркс, называли это эксплуатацией. И
до конца жизни Маркс пытался доказать, что эта эксплуатация
аморально и рано или поздно такой порядок вещей должен быть
ликвидирован. Рабочие люди, не имея средств к существованию,
по дешевке продавали свою рабочую силу капиталисту. В формуле
Д-Т-Д', Д' должен быть больше Д, в противном случае капиталист
разоряется.

Маркс считает, что капитал состоит из двух частей, между
которыми есть качественное отличие: это постоянный и переменный
капиталы. Под постоянным Маркс понимает ту часть, которая
тратится на приобретение средств производства, например
станки. Переменный - это трата на приобретение рабочей
силы. Маркс считает что именно переменный капитал виновен в
обогащении или разорении капиталиста. Имеются и промежуточные
виды капитала - такие к примеру как торговый капитал, когда
часть произведенного товара еще не продана и лежит на складе.

Объединение торгового капитала с промышленным (постоянным)
получает новое название - финансовый капитал, который находится
под контролем банковского капитала. Следует подчеркнуть что
банкиры являются наиболее прогрессивной частью капиталистического
общества.

Банковская система в современном виде возникла во времена
крестовых походов. В то время крупные феодалы, направляющиеся на
Ближний Восток, носили с собой большие ценности. Но сами феодалы
в столкновениях между собой грабили друг друга. Поэтому впервые
в итальянском городе Сиене собрались богатые феодалы и решили
что все их богатства (драгоценности) надо собрать у одного из
них; который шел следом за ними и принадлежащим ему воинством
защищал целостность доверенного имущества. Опыт удался в том
смысле, что хранитель богатства давал деньги "под рост", и этого
дохода сначала хватало на существование самого банкира. Однако
экономические законы быстро выдвинули банкиров как главных
руководителей капиталистической системы. Ибо из посреднических
функций банкиры стали занимать определенную позицию: кому давать
кредит. Здесь существует многовековой опыт. Банкиры должны
каким-то образом "вычислять", кто способен вернуть кредит а кто
нет. Это искусство является эзотерическим, т. е. Оно сохраняется
в тайне. Поэтому швейцарские банкиры всегда выигрывают
во всех банковских сражениях у своих партнеров в Западной
Европе. Парадоксом истории является то, что интересы банкиров
начинают совпадать с интересами рабочего класса. Банкиры люди
не сентиментальные, они деловые люди. В их интересах было чтобы
рабочий класс жил в современных квартирах со всеми мыслимыми
удобствами. Тогда такой рабочий класс способен выпускать
продукцию для внешней торговли. Некоторые теоретики считают,
что альтернатива бюрократии - это банковское сословие. Банкиров
боятся все, даже самые богатые люди. Ибо там, куда идут кредиты,
там в конце концов и бывает конкурентоспособная продукция,
которая своей дешевизной и качеством придавливает самоуверенную
часть капиталистов.

Таким образом с одной стороны банкиры являются покровителями
интеллигенции - создателей научно-технического прогресса. А
с другой стороны являются покровителями рабочих, способных
выпускать продукцию для внешней торговли. Отсюда следует,
что марксисты не поняли революционную роль банковского
сословия. Именно банкиры обнаружили новые блестящие возможности
существования капиталистического строя. Т. е. еще не изучая всю
глубину марксизма на примере успешной деятельности банковского
сословия, можно было прийти к выводу, что Маркс кое в чем
ошибался.


Поскольку "Капитал" является главным творческим достижением
Маркса, то этот труд следует принимать всерьез и изучать
добросовестно. "Капитал" состоит практически из пяти частей
(пяти книг): 1-й и 2-й тома; 3-й том состоит из двух книг; и 4-й
том из тех рукописей, которые он сделал, когда писал "Капитал"
(обзор литературы).

В первом томе описывается производственный процесс. Во втором
? динамика капитала. В третьем оба процесса рассматриваются
вместе. В четвертом собраны обзоры произведений всех крупных
экономистов прошлого. Марксом тут предпринята попытка найти
зачатки тех конструкций, которые он мыслил построить и они
были найдены!

"Капитал" Маркса прежде всего был воспринят социологами. Они
выделили учение о материалистическом понимании истории. Это
значит что развитие общества начинается с материального
производства. Выделено понятие - производительная сила
и производственные отношения. Маркс считает что иногда
производственные отношения отстают от производительных сил -
тогда происходит революция. Поэтому первый закон исторического
материализма об обязательном соответствии производительных
отношений к уровню производительных сил. Этот закон - первое
открытие в его "Капитале".

Вторым открытием считается закон о создании прибавочной
стоимости. При помощи этого рычага рабочий класс незаслуженно
эксплуатируется. Возникает вопрос, ведь капиталист является
организатором производства, а это тоже труд. Почему же Маркс
об этом не говорит? Ответ состоит в том (по Марксу), что при
классовой борьбе о каких-либо справедливых пропорциях не может
быть и речи.

В процессе изложения "Капитала" Маркс открыл закон "О понижении
нормы прибыли" - капиталисты, развивая промышленность,
стремятся компенсировать это положение за счет увеличения
объема совокупного капитала (первого и второго). Однако он же и
доказывает что в конце концов это приводит к нерентабельности
всей системы капиталистического хозяйствования, чего на самом
деле не произошло. Поэтому Маркс начинает исследовать формы
повышения производительности труда. По Марксу здесь три
стадии. Нерентабельные предприятия могут идти на простую
кооперацию. Это значит что можно сократить параллельные
системы. Кооперация в целом выгодна за исключением того что
кто будет командовать из участников кооперации. Это первая
стадия рентабельности. Вторая - это разделение труда. Здесь есть
свои отрицательные черты. Ремесленник делает предмет от начала
до конца. При разделении труда рабочему отдается только одна
операция. Это коммерчески выгодно т.к. производится больше. Но
это, по Марксу, отрицательно влияет на психику рабочего, отчего
возникает "профессиональный идиотизм". Только те рабочие, которые
занимаются сборкой всего товара, имеют возможность избежать
этой болезни. Третья стадия, когда производители собираются в
единую артель или фирму. Отсюда возникает возможность применения
уникальных машин и крупной промышленности. Здесь возникают
свои трудности.

Авангардом обновления машинного парка остаются мелкие фирмы,
которые привлекают для этого крупных ученых для преобразования
промышленности. Но как только новая технология находит себе
оправдание, крупные фирмы перехватывают эту новую технологию и
мелкая фирма либо вливается в крупную или просто продает свою
технологию, отойдя в сторону. Поэтому в послемарксовский период
мелким фирмам остается арена обновления производства.

Не все мелкие фирмы выживают, большинство их разоряется в
основном из-за нехватки денег, когда товар еще не оформился в
конечном виде. Однако те мелкие фирмы, товар которых доходит до
стадии завершенности, имеют два выхода. Первый, когда мелкая
фирма становится крупной - пример: японская фирма "Sony". В
возвышении "Sony" играли роль чисто японские социальные
отношения. Правительство Японии искусственно создавало
неслыханные льготы, например организатор "Sony" Морито долго
числился преподавателем токийского университета. Но там он
ничего не преподавал, а просто получал зарплату. Правительство
искало способы давать заказы этой фирме из-за высокого качества
товаров. Дело дошло до того что американская оккупационная
администрация также обеспечивала заказами для американской
военной промышленности. Более того, с открытием американского
филиала "Sony" им разрешили продавать акции, собирая огромные
финансовые средства. Впоследствии "Sony" сумела продать так
много товаров, что расплатилась со всеми долгами и стала
получать систематическую крупную прибыль. "Sony" стала одной
из транснациональных корпораций.

Другой путь характерен для Германии. Мелкая фирма должна сама
искать финансовые средства чтобы выжить. Причина заключается
в том, что высокое качество продукции "Sony" было неслыханным
уникальным явлением как в жизни Японии, так и потом в США. В
западной же Германии в традиции немецкой промышленности все
делать качественно независимо от того крупная это фирма или
мелкая. Поэтому там качеством товара никого не удивишь. В США
это качество имело смысл только потому что им интересовалась
военная промышленность.

Когда руководитель "Sony" был в гостях у Брежнева ему
показали новую модель советского телевизора. Морито удивился,
он сказал что Россия родина красоты. У вас есть прекрасный
балет. Замечательная художественная литература, которую охотно
читают в Японии. Почему же вы производите такие некрасивые
телевизоры? Морито обещал заняться улучшением схемы этого
телевизора. Брежнев распорядился улучшить дизайн. И советский
телевизор вышел со схемой, разработанной в Японии. Это был
дружественный акт. Дэн Сяо Пин заинтересовался этой историей
и пригласил Морито в Пекин. И там тоже появился китайский
телевизор с японской схемой.

Почему Морито был так благожелателен к конкурентам? Он отвечает
на этот вопрос так: "нельзя захватить весь рынок - это приводит
к деградации. Китайцы и русские создадут новые варианты, от
которых мы оттолкнемся".

<h2>Антикоммунистический манифест Уильяма Ростоу - "теория
свободного роста"</h2>

В вводной части автор упоминает о марксовском законе о
соотношении производственных отношений к уровню развития
производственных сил. На самом же деле Ростоу принимает за эталон
социального прогресса количество потребляемых калорий и это
выражается отправлением доли национального дохода на накопление.

Начиная с конца 50-х годов высшие коммунистические
руководители всех стран мира начинают понимать а потом видеть
и непосредственно, что те слои населения США, которых по
коммунистической доктрине якобы эксплуатируют по качеству
потребления (пищи, одежды и т. д.) обладают более высоким
качеством чем имеют члены Политбюро ЦК КПСС. Этот феномен
начинает внутри коммунистического руководства выделять
людей, которые всеми своими силами стараются вернуться в
капиталистическую систему хозяйствования. О неэффективности
социалистического строя начинают говорить даже в семье
Брежнева и хозяин вынужден бывает соглашаться с приведенными
доводами. Уход Хрущева от власти в 1964 г. является одним из
косметических мероприятий, которыми надеялись хоть как-то поднять
производительность труда в СССР. Таким образом в мире начинает
складываться единодушное мнение о возвращении к капитализму,
хотя до падения СССР оставалось еще три десятилетия. Именно эти
настроения выразил в своей книге Уильям Ростоу. Поскольку он
по происхождению русский и имеет много родственников в России,
то он лучше начинал себе представлять главное - структура
народного хозяйства в СССР имеет аналог докапиталистической
формы развития управления народным хозяйством. Ростоу
пишет, что промышленность, техника и хозяйство в целом не
имеют никакого прямого отношения к форме собственности и к
классовой борьбе. Напротив, соблюдение классовых интересов
приводит к ухудшению качества инженерно-технических работников
т.к. в СССР имеется двухэтажное руководство по укомплектованию
кадров. Вначале подбираются базовые авторитеты из интеллигенции,
а потом авторитеты начинают эксплуатировать своего брата
интеллигента, в то время как в капиталистической системе это один
этаж - подбор нужного специалиста. Ростоу считает, что слабость
социалистической системы хозяйствования состоит в излишнем
звене - подборе базового авторитета. Если академик Долежаль
? редкий случай подбора первого этажа - базового авторитета
(он опережал американскую науку по реакторостроению в атомной
промышленности), то академик Лысенко является типичной ошибкой
подбора базового авторитета, что составляло более 2/3 от всего
количества выдвиженцев. Лысенко, к примеру, задержал развитие
советской биологии на несколько десятилетий.

В СССР труд Ростоу был встречен "в штыки". Обвинение -
в затушевывании конфликтного характера перехода от одной
общественной формации к другой. То, что большевики называют
революцией, Ростоу называет сменой стадийного роста.

Первую стадию развития хозяйства и общественных связей при нем
Ростоу называет традиционным обществом. И он разъясняет, что
имеется ввиду - докапиталистические условия хозяйствования. Эта
стадия характеризуется полным господством сельского
хозяйства. Имеется некоторая прослойка ремесленного труда. Однако
по сравнению с капиталистическими нормами традиционное общество
отличается низкой производительностью труда. Необходимость ухода
от традиционного общества состояла в том что нет материального
избытка без болезненного накопления. Ибо любое накопление в
традиционном обществе связано с бандитизмом, мошенничеством
в крупных размерах, ограблением других народов. Вторую стадию
Ростоу называет переходным обществом. Под этим он подразумевает
первоначальный капитализм, когда: политическая власть завоевана;
сельское хозяйство оттесняется на второй план, но еще не создана
крупная промышленность. Отличительной чертой этого периода Ростоу
называет выгодность вложения денег в инфраструктуру - дороги,
мосты и т.д. Норма накопления доходит до 5% от национального
дохода. По тем временам это было нечто новое т.к. в традиционном
обществе этого не было (свободных средств).

Третьей стадией Ростоу называет предындустриальное
общество. Здесь норма прибыли доходит до 10%,
т.е. удваивается. На лицо промышленная революция т.е. полная
замена основных фондов. В промышленности это выразилось сменой
трансмиссии и каждый станок стал иметь свой двигатель, т.е. при
аварии раньше останавливался весь завод (цех), а теперь только
дин станок, который можно было ремонтировать без остановки
всего завода (цеха).

Четвертая стадия - индустриальное общество. Имелось ввиду
промышленные и общественные хозяйственные взаимоотношения в США
в первой половине XX-го века. Они (отношения) характеризуются
созданием крупной машинной индустрии. Доля накопления (свободные
средства) доходят до 20% от национального дохода. Теперь все
определяется ведущим сектором экономики - это группа отраслей
развивающихся особо высокими темпами и они составляют почти
весь прирост от национального дохода.

То, что составляло после Второй мировой войны в США
? экономические взаимоотношения, Ростоу называет периодом
всеобщего потребления. Он говорит что если не обращать внимание
на очень дорогие спиртные напитки и прочие дополнительные
удовольствия, то пища миллиардера от пищи рабочего ничем
не отличается. Американский рабочий может покупать те же
продукты что и миллиардер. А американские рабочие строят себе
коттеджи для отдыха, которые раньше были по карману только
миллионерам. Т.е. потребление становится всеобщим. Даже
негр-безработный, получив пособие по безработице, сразу же
заполняет свой холодильник высококачественными продуктами
питания, как говорят, до следующего раза.

Ростоу иронически замечает: лозунг "каждому по потребностям",
что мыслится при коммунизме, в США уже практически реализован.

И наконец, последнюю стадию роста Ростоу называет поиском
качества жизни и считает что это связано исключительно со сферой
услуг. Он пишет: "сейчас неизвестно, какие сферы услуг останутся,
какие забудутся, какие вновь создадутся - это покажет будущее".

Когда мы начинаем изучать историю функционирования закона
стоимости в экономике, то многое перекликается с содержанием и
структурой антикоммунистического манифеста Ростоу. В самом деле,
это центральная ось всего марксизма. Маркс лишь открыл закон
прибавочной стоимости, но ведь это тоже стоимость, т.е. нельзя
понять закон прибавочной стоимости не зная самого понятия
стоимости, которое давно, до Маркса, было известно. Маркс это
понятие лишь сделал центральным в экономике, и после этого открыл
закон прибавочной стоимости. В этом и весь подвиг марксизма и
ни в чем более.

Стоимость является законом товарных отношений. Вопрос: как
возникают цены на товары? Еще до распространения денежных
отношений товары менялись на товары. Вот тут Маркс задает вопрос,
в каких пропорциях? Почему 1 кг хлопка стоит 1,5 кг фасоли, а не
наоборот? Эти пропорции определяются усилиями по производству
товара. Маркс добавляет и затраты на хранение и доставку. Еще
за 200 лет до нашей эры китайский шелк дошел до Рима, проделав
большой путь. Естественно затраты на доставку составляли
большую часть стоимости. Общественный труд (когда трудятся все)
составляет основу существования любого общества. Однако и здесь
нужны пропорции между отраслями производства. Кто определяет
эти пропорции? Например аграрный сектор и животноводство,
производство тканей и производство одежды. Все они требуют
рабочей силы, рабочих помещений и все это рассматривается
и сравнивается в денежном эквиваленте. Естественно, эти
пропорции определяются опытным путем через рынок. Деньги бегут
от низкорентабельных отраслей в высокорентабельные. Наконец
наступает некоторое равновесие. И тогда в более или менее
длительный период становится ясным, какие объемы продаваемости
данного товара.

Товарное производство начиналось еще при рабовладельческом
строе. Как говорилось, тогда существовало натуральное товарное
производство, когда все что нужно для потребления производилось
в любом обществе. В то время тоже существовали товарно-денежные
отношения, но они занимали скромный сектор и касались в
основном внешней торговли. Например во времена Римской империи
пшеницу предпочитали привозить морем из Египта. Оттеснение
натурального хозяйства происходило за счет внешней торговли,
когда внешнеэкономические связи начинали переходить за пределы
данной страны. Торговый оборот и торговый капитал оказывали
влияние на закрепление товарных стоимостей, на пропорции товаров,
производимых на экспорт.

Убедившись в нерентабельности рабовладельческого общества,
люди стали формировать феодальное, где основное богатство
? земля. Однако что же касается производителей, то они люди
самостоятельные, они могли арендовать землю, создавать
производства и получать прибыль. Если производство было
нерентабельным они могли уйти возвратив аренду (землю).

Суть торгово-промышленных отношений, где функционирует
закон стоимости, основа на том, что и продавец и покупатель
равноправны. Один может продавать или нет, другой покупать или
нет. В этом случае действует закон стоимости, который определяет
цену товара.

Неравноправие заключается в том, что рабовладелец уже
рассчитался с рабами тем, что их накормил и предоставил
кров. Потому весь объем товара он может продать или уничтожить
за ненадобностью. Товарно-денежные отношения существовали и
при рабовладельческом строе в небольшом объеме, и в смысле
внешней торговли. Но и там торговля связана с равноправием
и доходы предназначались для сохранения жизни продавцов и
сохранение товара.

В феодальном обществе начинает формироваться внутренний рынок
и причиной тому - ремесленное производство. Ремесленники
становятся в ряд богатых людей - их принимают в элиту и
в феодальном обществе любая рента (закрепленный доход -
пример земельной ренты) от натуральной переходит к денежной
компенсации. Например если барин Смоленской губернии живет
в столице, то раньше ему платили натуральными продуктами,
со временем стали платить деньгами.

Время капитализма - это время дифференциации товаров. Например
в Сибири это шуба; в Ростове пальто; на берегу Черного моря
это плащ. При капитализме товарное производство становится
господствующим, а сельское хозяйство играет уже вспомогательную
роль, т.к. его высокая рентабельность от машин, удобрений
и т.д. получена от промышленности и большая часть продукции
сельского хозяйства поэтому идет на прокорм рабочим и городскому
населению, составляющим уже большинство населения страны.

Закон стоимости здесь определяет цены и пропорции
товаров. Происходит качественный скачок там, где рабочая сила
становится товаром. Тогда наряду с фактором стоимости появляется
фактор прибавочной стоимости. Дальше - производство и реализация
прибавочной стоимости есть смысл и цель капиталистического
производства.

В простом товарном хозяйстве закон стоимости регулирует
перераспределение рабочей силы из одной отрасли в
другую. Наглядно это смотрится в равновесии спроса и предложения
в том числе и на рабочую силу. Некоторая поправка в закон
стоимости происходит при монополизации производства конкретного
товара. Например швейцарская фирма "Nestle" специализируется
по пищевым продуктам и по качеству консервирования не имеет
себе равных в Европе. Поэтому туристические фирмы закупают
продовольствие у нее. Получив такую привилегию монополиста,
эта фирма продает товар на несколько процентов дороже и эти
проценты идут только на накопление.

Норма накопления - отношение доли национального накопления ко
всему национальному доходу.

Накопление - необходимая забота о будущем поколении. Благодаря
подобным запасам можно покрыть неурожайность будущего
года. Норма прибыли: у каждого предпринимателя существует
по

Повернутись до “Політика”

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: ClaudeBot [AI бот] і 0 гостей